Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Работа с семьёй
Результативность работы МБОУ «Фурмановская средняя общеобразовательная школа» по повышению роли семьи в обучении и воспитании школьников. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Семья радикально изменилась. В середине и во второй половине двадцатого века мы имели нуклеарную (ядерную) семью, которая обеспечивала устойчивые и ясные границы между личным и публичным, местом жительства и местом работы, между ребенком и взрослым и эта граничность задавала и обеспечивала социальный контроль, социальные образцы, чувство защищенности. Семья была «упаковкой» социальных стереотипов – одобряемого или порицаемого поведения, образа будущего и т.д. «Старая» семья была детоцентрична, поскольку в известной мере ядерная семья была бОльшим благом для детей, чем для родителей. В первом десятилетии двадцать первого века далеко не все дети могут надеяться на то, что их детство пройдет в семье с двумя родными родителями. Все больше появляются двухядерные семьи, когда оба родителя создают семью, и ребенок оказывается одновременно в этих двух новых семьях. Появляются семьи с однополыми родителями. Изчезает граничность: социальный контроль, социальные образцы, защищенность. Возникает неопределенность в отношении устойчивых конструкторов - таких как мать, отец. Они все чаще и чаще заменяются мачехами и отчимами, бабушками и дедушками, тётями и дядями. «Новая» семья взрослоцентрична. Сегодня мы имеем не просто кризис традиционной модели детства и образа взрослого. Мы имеем другую семью. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей активными участниками образовательного и воспитательного процесса? Именно эти вопросы поставила перед собой администрация школы, когда провела мониторинг по изучению семей учащихся школы и выяснилось, что из 87 семей только 57 ( 65,5%) являются полными, благополучными, где родители должным образом заботятся о воспитании и обучении детей. 8 (9%) семей с одним родителем, из них 2 (2,2%) – многодетные семьи. 11 (12,6%) семей, где вместо отца - отчим. 20 (23%) семей живут ниже порога прожиточного минимума, 6 (6,8%) – очень бедные семьи, из них 3 (3,3%) – многодетные. 6(6,8%) семей, где пьющие родители. В 18 (19,8 %) семьях родители не заинтересованы учебой детей и не осуществляют надлежащего контроля. Общее количество семей, где родители заинтересованы учебой детей и осуществляют должный контроль - 62 (71%) – на начало программы. Анализ успеваемости показал, что уровень воспитанности ребенка, его успехи в учебе больше всего зависят от состояния семьи. Где царят мир, взаимопонимание, взаимоуважение, где сплоченная, живущая в достатке семья – там и дети учатся хорошо. А где бедность, а порой и нищета, где периодическое пьянство одного или обоих родителей, где даже не пытаются вникнуть в проблемы ребенка – там и «двойки», там и невозможность обучения по общеобразовательным программам вследствие задержки развития, неразвитой памяти и речи. На педагогическом совете было решено активизировать работу школы по повышению роли семьи в обучении и воспитании обучающихся, ведь школа не только должна поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и воздействовать на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей. Очевидно, что новое время диктует новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Сближение школы и семьи повышает эффективность воспитания и обучения. И если школа глубже затронет еще один немаловажный аспект, как повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность воспитательной и обучающей деятельности многократно возрастет. Перед нами стояла задача сохранить все то ценное в воспитании, что было заложено в предыдущие годы в школе и направить совместные усилия на создание воспитательной среды, которая объединила бы общность интересов учителя, ученика и родителей. Это легло в основу создания программы взаимодействия с семьей «Школа и семья – мы вместе», которая позволила скоординировать усилия администрации школы, обучающихся, родителей, классных руководителей, учителей предметников . Администрацией Фурмановской средней школы совместно с классными руководителями, библиотекарем школы, учителем физкультуры и преподавателем – организатором ОБЖ была разработана программа на три года, целью которой являлось создание условий для формирования и развития личности ребенка, мотивов его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала на основе интеграции развивающего потенциала семьи и школы. Были определены задачи программы:
В программе были разработаны следующие направления и формы взаимодействия семьи и школы. 1.Первичный мониторинг.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Совместная деятельность школы, родителей и учащихся:
4.Промежуточный мониторинг.
5. Итоговый мониторинг
6.Анализ результатов реализации программы. В качестве критериев результативности программы были взяты:
Мы понимали, что успех реализации программы зависит от выполнения ряда условий: родители – не просто помощники педагога, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей. Мы считали, что данная программа призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности: Учителю – по-другому взглянуть на себя, свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей. Родителям – включиться жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий. Детям – дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них. Мы ожидали, что реализация основных направлений данной программы позволит
Наша программа была направлена также на предупреждения социального сиротства, противоправного поведения, вредных привычек; на оказание помощи детям из семей социального риска, формирования здорового образа жизни учащихся; сделан особый акцент на воспитании ответственного семьянина. В ходе реализации программы был проведен мониторинг, который был необходим нам для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Мы использовали экспресс - методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. Это беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. Мы посчитали очень важным участие членов родительского комитета в организации, проведении и анализе результатов исследования. Мы вместе изготовляли бланки анкет и тестов, оформляли диаграммы, схемы, таблицы с результатами исследования, подготавливали информацию о полученных данных. Самым сложным в этой работе было посещение семей школьников. Дело это очень деликатное, поэтому приходилось тщательно все продумывать и стараться предвосхитить любую ситуацию, которая могла произойти. Дело в том, что не все родители бывают в восторге от таких посещений. Бывает, что некоторые стесняются показать свои жилищные условия, бедную обстановку. Случается, что один из домочадцев постоянно выпивает, - и это, по понятным причинам, также сдерживает гостеприимство родителей. Иногда нельзя встретиться из-за занятости родителей на работе. Большинство родителей, как правило, приветствуют посещение администрации школы, классного руководителя, некоторые даже сами приглашают. Вот с этих семей мы и начали. Мы придерживались правилам, которые следует помнить во время таких посещений:
Надо сказать, что после визита и родители, и дети смотрели на нас уже совсем иначе. В одностороннем порядке для школы трудно наладить диалог, если вторая – семья – к нему, либо не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту. Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимание не достигается, и школа и семья остаются на своих точках зрения, жизнь школьника от этого только ухудшается.
В рамках реализации программы большое внимание уделялось психолого – педагогическому просвещению родителей, так как практика семейного воспитания показывает, что часть родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. В процессе целенаправленной опытно-педагогической работы за три года были успешно внедрены такие активные формы обучения родителей, как индивидуальные и групповые консультации по проблемам семьи и семейного воспитания; психолого-педагогические тренинги с родителями, которые испытывали трудности в отношениях с детьми; обмен опытом семейного воспитания; анализ ситуаций общения родителей с детьми; целевые конференции отцов, матерей, бабушек, дедушек; обсуждение дискуссионных статей; обзор новинок отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы. Хотя и эпизодически, однако, все чаще стали применяться деловые игры, семинарские занятия, диспуты и дискуссии, пресс-конференции, праздники рождения семьи, семинары-праздники для родителей. Не стали уходить мы и от традиционных форм работы с родителями в этом направлении, таких как педвсеобучи для родителей, лекции, беседы. Таким образом, родители получили психолого -педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучался их сын или дочь. На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждались наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящались обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и т.д. Нередко па общешкольных родительских собраниях ставились научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делались сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждалась информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решались вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителями. В системе организационно-педагогической работы нашей школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов - общешкольных и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определены специальным Положением о родительском комитете Фурмановской средней общеобразовательной школы. Родительский комитет оказывает помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Он способствует установлению связей родителей со школой, организует их педагогическое просвещение, участвует в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Он также способствует организации обмена опытом семейного воспитания, популяризирует педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводит родительские собрания. Особое внимание мы уделили индивидуальной работе с родителями. Она охватила различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. В индивидуальной работе с родителями большое место заняло создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора и компьютера. Некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей и полностью переложить ее па учителей даже тогда, когда их дети плохо ведут себя на улице, не выполняют домашних заданий и т.д. Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями. Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению семейного воспитания. Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов. Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности и в особенности в общественно полезную работу с тем, чтобы содействовать правильному формированию их нравственности. Особенно важной и наиболее интересной частью нашей программы была организация совместной деятельности школы, родителей и обучающихся, где одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях, ветераны труда и их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность. Совместно с семьей мы организовали профориентационную работу. Родители помогают нам, педагогам, знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда. В ходе программы в плане совместной деятельности школы, родителей и обучающихся был разработан и реализован проект по благоустройству и озеленению территории «Школьный двор». Общешкольный праздник «Душа на месте - когда вся семья вместе» был проведен не только для таких семей, где легко решаются бытовые и житейские проблемы , где для каждого из членов семьи домашние обязанности – это радость и удовольствие, где родители учат детей ухаживать за домом, а так –же и для тех, где есть проблемы в воспитании и обучении детей. Конкурсная программа для родителей и детей «Алло, мы ищем таланты!» помогла выявить еще не раскрытые способности детей, родителей и даже учителей. Было подготовлено множество интересных, высокохудожественных номеров, где конкурсанты выступали и по одному и целыми семьями. Конкурсная программа для родителей и детей «Под звуки русского романса…» очень всем запомнилась и позволила настолько объединить собравшихся, что было решено продолжить проводить такой конкурс ежегодно. Праздничная программа для родителей и детей «Сын. Отец. Отечество» была направлена на воспитание патриотических чувств через связь поколений. Жить для пользы Отечества - вот, что должно стать нравственной нормой для каждого человека. В нашем зале было много мужчин - отцов и дедушек наших учеников. Речь шла о том, что Отечество - это земля отцов. А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встает на защиту сынов и земли отцов. Ежегодные, ставшие давно уже традиционными мероприятия, такие как «Праздник первого звонка. День знаний»; «Веселые старты»; «Веселая лыжня»; «Праздник последнего звонка»; «Выпускной вечер» организуются и проводятся в нашей школе при активном участии родителей, которые разрабатывают вместе с нами сценарии мероприятий, выбирают ведущих, распределяют роли совместно с организатором внеклассной работы и классными руководителями. Радует, что педагоги нашей школы к вопросу оптимизации взаимоотношений семьи и школы подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, что они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Они понимают, что чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения, что успех воспитания детей зависит не только от воспитательного потенциала школы, но и от воспитательного потенциала семьи, что чем успешнее работа школы в направлении повышения воспитательного потенциала семьи, тем выше эффективность воспитания и обучения. Результативность работы школы в данном направлении показал итоговый мониторинг. Количество семей, где родители заинтересованы учебой и воспитанием детей возросло с 62(71%) до 74(85%). Посещаемость родителями родительских собраний увеличилась на 27% - с 53% до 80% . Участие родителей в школьных мероприятиях повысилось на 40% - с 30% до 70%. Сократилось количество семей социального риска с 5(5,7%) до 2 (2,2%) – администрация школы совместно с администрацией «Фурмановский сельский совет» убедили трех матерей пройти кодировку на алкогольную зависимость и сейчас положение в этих семьях нормализовалось. Благодаря целенаправленной работе по устройству на работу безработных отцов, обращаясь за помощью к Главе администрации «Фурмановский сельский совет», в центр занятости Первомайского района, к предпринимателям, к фермерам удалось помочь найти работу 6 отцам наших учеников и количество семей, где родители не работают сократилось с 10(11%) до 4 (4,5%). И очень значимым результатом для нас, администрации и педагогов школы стало повышение качества знаний с 39% до 45%. Большая социальная значимость нашей целенаправленной работы с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, мы повлияли и на перестройку внутрисемейных отношений, способствовали совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышая уровень общей культуры населения. Важно, что мы - педагоги и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.
|
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||